Отзыв о походе по Горному Крыму от Елены Панфилёнок (Беларусь, г.Минск)

Поход завершен. В родной комнате с четырьмя стенами ожидает уже расстеленная уютная постелька, в руках кружка горячего кофе с корицей и мороженным, из наушников раздается Led Zeppelin, а на улице холодно и сыро. Время от времени в комнате слышен мой голосок со своей долей фальши и незнанием английского: «Yes, there are two paths you can go by…». Самое время поделиться впечатлениями о недавнем путешествии в горы Крыма.
Сижу перед клавиатурой и не знаю, с чего начать. Рассказать о походе в хронологическом порядке? Поделить все события на черное и белое? Похвастаться самыми незабываемыми событиями? Мыслей так много, воспоминания свежи и ярки, и я не знаю, как описать обычными словами то ощущение, которое накрывает тебя с головой, когда ты стоишь на вершине горы, словно на вершине мира, или спускаешься в темную пещеру, подобно первооткрывателю неизведанных закутков мира.
Мы ходили в поход на 6 дней и 5 ночей – с 16 августа по 21 августа. Пожалуй, я кратко опишу основные погодные условия, которые, по сути, задавали тон нашему походу. Было очень жарко. Не просто жарко, как каждый год бывает на море, а очень жарко. Уже примерно с десяти часов утра солнце начинало так жечь, словно его единственной миссией было обеспечить белых северных туристов максимальным количеством солнечных ожогов, и пекло оно вплоть до часов пяти. На небе ни облачка, земля сухая, и самое жаркое лето за последние лет пятьдесят или еще больше, по мнению специалистов. Такой была погода на курортных прибрежных городах, еще хуже была погода в нашем родном Минске. Россия вообще горела.
Говоря тактичным дипломатическим языком, из-за опасности разгорания пожаров в сухих крымских лесах, все туристические мероприятия были запрещены. По сути, отдыхающие, приехавшие в августе в Крым, столкнулись с уникальным, наверное, случаем: никаких экскурсий! Димерджи- Долина Приведений, Красная и Мраморная пещеры, водопад Джур-Джур – все оказалось закрыто из-за опасений возгорания пожаров. Никаких походов, никаких костров – за поимку в лесу штраф и немедленный вывоз из леса. По стечению обстоятельств, этот запрет пришелся именно на время нашего похода. Как эти события отразились на матрасниках-приезжих? Наверное, им стало чуточку скучнее валяться на пляже.
Как это отразилось на работниках крымских пещер, водопадов и проч.? Ответ очевиден. Как это отразилось на нашем походе? А нам стало еще интереснее!
В то время как многие компании и частные проводники отменили туристические походы, наш поход не только был, но и приобрел особенную пикантность. Мы, пятеро новичков в походном деле, и наш славный инструктор Денис, партизанили, проходя запланированный маршрут и скрываясь от вездесущих лесников и дядек в военной форме.
Подъем рано утром, часов в 6. Завтрак, заботливо приготовленный инструктором, сбор лагеря и, не задерживаясь, вперед, пока еще не очень жарко, и пока на туристическую стоянку не забрели лесники на утренний рейд.
К слову, с нашей профессиональной походной подготовкой покидали мы стоянку уже после восьми утра. Идем аккуратно, тихо, особенно в лесу. Переговариваемся шепотом. Наш проводник идет в метрах десяти от нас, прислушиваясь к каждому лесному шороху и при необходимости быстро и умело сменяющий одну лесную тропу на другую. Ох, и довелось же нам побегать по лесам, аки настоящие белорусские партизаны! Ангарский перевал – основную туристическую тропу через проезжую часть – пришлось вообще обходить большим кругом, так как там не только лесники, но и машинки с дядьками в форме стояли.
Наш проводник, отдельное ему спасибо, ни разу за все время путешествия не заплутал и всегда выводил нас точно к нужной точке маршрута. Мне, любительнице поплутать в трех соснах, остается только удивляться, как хорошо нужно знать крымские горы и леса, чтобы при таких вот резких сменах маршрута обходить стороной непроходимые заросли терновника и держидерева, коих там полным полно. Кстати, крадучись по лесу, не смогла не обратить внимания на один очевидный факт. Все или почти все толкинианцы-писатели и фентезийцы или никогда не были в лесу, или они слишком глупы, чтобы думать самостоятельно и просто сливают друг у друга однажды изверженную ересь, или же они нагло врут всем эльфофиллам мира. Ну, невозможно, хоть ты тресни, ходить по лесу абсолютно бесшумно. Огромный слой сухих листьев под ногами – это не мягкий ковер, поглощающий все звуки.
В лесу вообще не бывает тихо! Иногда ветер раскачивает листья на верхушках деревьев, иногда он поднимает листья с земли. То тут, то там копошатся маленькие и не очень зверьки и поет свою песню зарница. И ни одного звука человеческой цивилизации (за исключением, разве что, шума от вертолета, патрулирующего с воздуха крымские лесничества) – только дикая природа.
Преодолев успешно часть пути, часов 11-12 мы останавливаемся в тени деревьев, защищающей нас от жгучего солнца и любопытных взоров ….да кого угодно! Расстеливаем наши коврики и наслаждаемся отдыхом. Торопиться некуда, мы ж не идиоты, чтобы тащиться на самый солнцепек. А потому мы играем к карты, ведем интересные и познавательные беседы, кто хочет – спит (а хотят все, кроме проводника J), затем обед, еще чуть-чуть отдыха и часа в 4, может, чуть раньше, снова в путь. Опять же очевидный факт: в такой вот поход отправляются люди очень любознательные. Я имею в виду, что такие походы привлекают людей, интересующихся событиями в Мире, разбирающихся во многих сферах жизни, приветствующих логическое мышление и имеющих свое собственное независимое мнение. И это невероятно занимательно, общаться с такими людьми. К слову, за время нашего путешествия мы успели поговорить и о новостях мировой политики, и о ГМО (кстати, спасибо нашим сопартизанам –литовцам медицинского профиля, четко и ясно разрулили кой-какие медицинские байки), и о лазерах, и о электромагнитных пушках. Не обошли стороной и книжные дискуссии, комментарии к фильмам и проч. В общем, скучно не было.
И снова спасибо нашему проводнику. Этот человек не только поддерживал общение по всем вышеупомянутым темам, но и охотно отвечал на все наши бесконечные вопросы: «А это что? А почему? А как это называется? А это съедобно? А где мы?». Казалось, он знает ответы на все вопросы, что ни спроси. По крайней мере, теперь мне кажется, что я разбираюсь в растительности и геологии Крыма лучше, чем в нашей родной, белорусской.
Ближе к вечеру, мы приходим на стоянку. Предварительно, наш проводник идет вперед – проверить стоянку и выбрать место получше. Ставим палатки, стираем некоторые шмотки у чистого источника, готовимся к ужину. Проводник готовит еду на горелке (не горiлке!). Никакого костра по нескольким причинам. Во-первых, кое-где действительно достаточно искорки, чтобы запылал весь лес, а во-вторых, костер можно увидеть и учуять за несколько километров, а нам лишние гости не нужны J. После ужина все потихоньку расходятся по палаткам – спать.
По ночам коренные жители Крымских гор вступают в свои права. Я говорю не о спелеологах, а о всяком-разном зверье. Мышки, лисы и, наверное, кабанчики – вот кто ходит у нашего лагеря, пока все дрыхнут в палатках. Я, конечно могу ошибаться, за хвост-то я никого лично не ловила, но слышала ночью шорох листьев, в темноте на уровне травы видела два сверкающих в свете фонарика зеленых глаза, а как-то на утро мы нашли консервную банку с ужина метрах в двадцати от того места, где она должна была быть, вылизанную до блеска. Вторую банку, к сожалению, мы так и не нашли. Но желание оставлять посуду снаружи палатки, дабы ее хорошенько почистили, отпало сразу.
И вот наступает утро, и мы продолжаем наш поход. И вновь природа, новые пейзажи и новые впечатления. Кстати, о природе. Она тут просто потрясающая, неповторимая и быстроменяющаяся. Идешь по лесу и через полчаса выходишь на горный склон, идешь дальше, и местность снова меняется – теперь ты в буковом лесу. А потом – снова горы. И каждая гора уникальна. А когда, поднимаясь все выше и выше, останавливаешься, чтобы передохнуть, видишь такой пейзаж! И ищешь то место, где сегодня ночевали, но оно далеко, и только проводник укажет: «Вон оттуда мы пришли». И стоишь и думаешь: «Ну, ничего себе, прошли!». Когда я вспоминаю эти виды, мне сразу приходят на ум фильмы о динозаврах. «Затерянный мир», «Парк Юрского периода» – вот на что похож Крым. И кажется, что вот-вот из-за какой-нибудь скалы вылетит птеродактиль, а внизу над лесными шапками поднимется голова какого-нибудь длинношеего травоядного как-его-там-завра.
Отдельно хотелось бы рассказать про последний полный день нашего путешествия, – уж исключительно богат он оказался на события. Итак, преодолев утром последний, казалось бы, опасный лесничий участок, мы выбрались к подножьям г.Такья-Тепе. Уже отсюда было видно село Рыбачье, где завтра завершится наш поход. Погода чуть-чуть подпортилась: небо было в облаках, дул ветер, похолодало – и дневная жара нам была не страшна.
«Ну, что, поднимемся на гору?» — Спрашивает инструктор. И мы, с рюкзаками, поднимаем взоры на гору: и хочется и колется, да с рюкзаками тяжеловато будет.
«Только налегке, рюкзаки тут оставим». – Добавляет инструктор, и мы с радостью соглашаемся. Инструктор умело прячет наши вещи, и мы практически взбегаем наверх. И вот, мы уже почти на вершине, идем вдоль небольшой полоски деревьев, шириной метров пять, наверное, и вдруг слышим звук захлопывающейся двери. «Лесники!» — мельком пролетает мысль в голове, и все разом останавливаются и ползком пробираются внутрь этой лесной полосочки. Это действительно были лесники. На своем любимом уазике они поднялись на вершину г.Такья-Тепе (куда собирались подняться мы) по одной простой причине – уж очень оттуда хороший обзор близлежащих земель. Мы переговариваемся шепотом – в горах все слышно ну очень хорошо. Стараясь не шевелиться, ждем, пока они уедут. И вот, спустя несколько минут, послышался шум двигателя, который постепенно переместился со стороны вершины горы и стих.
Мы решили немного подождать. Да вот только небольшая проблема: наша команда разделилась: трое из нас были с инструктором, и еще двое остались чуть-чуть позади. С той стороны, куда поехала машина, их можно увидеть, если они не спрятались как мы.
Я решила вернуться за ними. «Иди по другой кромке деревьев – тебя не будет видно» — говорит мне проводник, и я возвращаюсь за ними. «Алена, Дима!» — Полушепотом зову я их.
«Мы тут!» — Отзываются они, пробираются через крапиву ко мне.
«Мы метрах в двадцати дальше по лесу прячемся!» — Говорю я им, поворачиваюсь, и вижу вершину Такья-Тепе, на которой стоит уазик, а рядом с ним три человека.
«…….!» — Я так и села, где стояла, на крапиву. Я так хорошо их видела, что сомнений у меня не осталось – если они в тот момент смотрели в мою сторону, не заметить меня не могли! Что делать? Захотелось закопаться подальше, пробраться к инструктору – он умный, он опытный – он знает, что делать. «Замри! И не шевелись!» — Говорит мне Аленка. Я стараюсь следовать ее совету, хотя очень хочется бежать куда-нибудь подальше. Конечно, лесники — не нацисты, но теперь я отдаленно представляю, каково был партизанам. Вскоре мы вновь услышали и захлопывающуюся дверь и двигатель. Но нельзя было понять, куда едет машина: звук то приближался, то отдалялся. Казалось, вот-вот, машина остановится напротив нас, оттуда выйдут дяди в камуфляжной форме и скажут что то вроде: «Хватит прятаться, браконьеры, мы вас видели», — и на этом наш поход завершиться. К счастью, все обошлось. Машина уехала, а мы еще немного переждали в лесу, после чего смогли-таки подняться на гору.
Одно могу сказать точно, оно того стоило. Никогда раньше я не видела столь потрясающей картины. Прямо по горизонту – море, и не понятно, где заканчивается море, а где начинается небо (опять таки, казалось, сейчас мы увидим в море огромную тень доисторического подводного чудища, но увы, в тот день все чудища резвились за пределами нашего обозрения), слева открывается вид на огромное пустынное и безжизненное плато, где нет ни источников воды ни жилых поселений; справа – побережье (было видно даже Медведь-Гору), сзади – горы и лес, откуда мы пришли. Поднимаем взгляд вверх – и видим облака, которые закручиваются прямо над нашими головами в причудливые узоры. Так близко, что достаточно протянуть руку, и вот они – облака.
Последняя ночевка – за выбор места огромное спасибо инструктору – открытое место, с которого видно море. Случалось ли Вам когда-нибудь наблюдать за морем с такого расстояния и с такой высоты? Видели ли Вы когда-нибудь настоящую лунную дорожку в море (по размерам – как поселок Рыбачье) ? Я –да. Над головой – небо, сияющее от избытка звезд. Это сложно описать. Это надо видеть.
©2006, CrimeaHike.com